Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 20 человек

Экспериментальный проект "Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР"

Дата: 3 декабря 2018 в 16:46

Министерство образования Республики Беларусь

Научно-методическое учреждение

«Национальный институт образования»

Министерства образования Республики Беларусь

«Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР»

(2018–2021)

Руководители экспериментального проекта:

Хруль Ольга Станиславовна, ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Название проекта: «Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР»

Руководитель экспериментального проекта:

Хруль Ольга Станиславовна, ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент.

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности:

государственное учреждение образования «Средняя школа д. Остромечево» Брестского района Брестской области;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 9 г. Кобрина» Брестской области;

государственное учреждение образования «Брестский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

государственное учреждение образования «Средняя школа №46 г. Витебска»;

государственное учреждение образования «Октябрьская средняя школа Витебского района» Витебской области;

государственное учреждение образования «Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 18 г. Борисова» Минской области;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 1 г. Солигорска» Минской области;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 5 г. Гомеля»;

государственное учреждение образования «Козенская средняя школа Мозырского района» Гомельской области;

государственное учреждение образования «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 30 г. Минска»;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 25 г. Минска»;

государственное учреждение образования «Минский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

государственное учреждение образования «Минский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Дятлово» Гродненской области;

государственное учреждение  образования «Средняя школа № 38 г. Гродно»;

государственное учреждение образования «Гродненский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

государственное учреждение образования «Средняя школа № 20 г. Могилева»;

государственное учреждение образования «Михеевская средняя школа» Дрибинского района Могилевской области»;

государственное учреждение образования «Могилевский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну

В числе 124 стран мира Республика Беларусь в 2016 году ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Статья 24 данной конвенции обязывает государства-участников обеспечить «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Основополагающими понятиями инклюзивного образования являются: включение, уважение, равенство, доступность. «Включающее образование» основано на идее, суть которой заключается в том, что каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию. Статьи Конвенции указывают на необходимость разумного приспособления среды к особенностям психофизического развития ребенка и индивидуализированную коррекционно-педагогическую поддержку. Основными направлениями в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) являются: обеспечение доступности образования с учетом состояния здоровья обучающихся, их познавательных возможностей; создание специальных условий для получения образования и оказание им коррекционно-педагогической помощи (Кодекс об образовании Республики Беларусь, 2011 г., статья 2).

Таким образом, под инклюзивным образованием учащихся с ОПФР в учреждениях общего среднего образования понимается включение лиц с ОПФР в общий (совместный) целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в разных формах (моделях) на основе создания специальных условий и проведения необходимой коррекционной работы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОПФР.

Новизна экспериментального проекта заключается в апробации различных вариантов форм (моделей) образования учащихся с ОПФР на основе инклюзивного подхода. К данным формам (моделям) образования относятся:

  1. Экспериментальный класс А – класс, в котором образовательный процесс для всех учащихся определяется образовательными программами общего среднего образования, для детей с ОПФР предлагаются специальные условия с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. Дети с ОПФР получают необходимую коррекционную помощь в пунктах коррекционно-педагогической помощи по месту жительства.
  2. Экспериментальный класс Б – класс, в котором образовательный процесс для всех учащихся определяется образовательными программами общего среднего образования, для учащихся с ОПФР учителем-дефектологом проводятся дополнительно коррекционные занятия в соответствии с образовательными программами специального образования.
  3. Экспериментальный класс В (класс интегрированного обучения и воспитания) – класс, в котором совместно обучаются и воспитываются учащиеся с ОПФР, осваивающие содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования или образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, и учащиеся, не имеющие таких особенностей, осваивающие содержание образовательных программ общего среднего образования.
  4. Экспериментальный класс С (специальный класс) – класс, в котором получают образование учащиеся с ОПФР с использованием образовательных программ специального образования.

Обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта

Повышение качества образования лиц с ОПФР является одной из наиболее актуальных проблем, которая требует своего решения. Приоритетность совместного (интегрированного, инклюзивного) обучения и воспитания не должна отвергать другие варианты получения образования детей с ОПФР (специальная школа, специальная школа-интернат, вспомогательная школа, вспомогательная школа-интернат, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и др.). Дети с ОПФР, получающие образование в отдельных учреждениях образования, в равной степени «включаются» во взаимодействие с другими членами общества. Их «включение» происходит с использованием иных способов, коррекционно-педагогических средств, методов и приемов.

Современное образование – это образование, преодолевающее социальную изолированность особых детей, их социальную неподготовленность, формирующее жизнеспособную личность, владеющую способами деятельности, необходимыми для выживания и проживания, умеющую добывать знания, которые будут нужны в процессе жизни. Для большинства детей с ОПФР самым трудным является не само нарушение, а недостаток внимания со стороны окружающих.

Определены следующие недостатки совместного (интегрированного, инклюзивного) образовательного процесса (А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская и др.): слабая связь изучаемого с практикой жизни; жесткое регламентирование времени и места проведения урока, недопустимость импровизации, проведения уроков на природе, «сидя-стоя» и т.д.; доминирование коллективных форм работы над фронтально-индивидуальными; доминирование процессов обучения над процессами воспитания; преобладание информационных методов обучения над управляемой самостоятельной деятельностью учащихся и др.

Совместный (интегрированный, инклюзивный) образовательный процесс не должен исключать решение проблем социального характера: организацию благоприятного социального окружения, когда ребенок наблюдает социально одобряемые образцы поведения; включение детей с ОПФР в социальное взаимодействие в процессе проведения уроков, в культурно-досуговую жизнь класса и школы; осуществление специально организованной деятельности, стимулирующей социальную активность родителей и др. Социальное развитие возможно только на основе учета взаимозависимости между социальной ситуацией развития и коррекцией нарушений психофизических отклонений. Особо важным является создание динамичной, положительной образовательной среды, которая обеспечивает детям мобильность, обогащение социального опыта, включение во взаимодействие с другими детьми и взрослыми; а также эмпатия (проявление сочувствия и позитивного принятия) педагога и детей.

В связи с вышесказанным наиболее значимыми проблемами, определяющими пути совершенствования системы инклюзивного образования, повышения качества совместного образовательного процесса, его условий и результатов, являются:

- определение эффективных форм (моделей) организации совместного обучения и воспитания детей с ОПФР и нормально развивающихся сверстников;

- разработка и апробация эффективного методического обеспечения реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР, направленного на решение социально-образовательных задач. Модульный характер содержания обучения, перспективные технологии и методики позволят включать всех детей в совместное обучение, социальное взаимодействие и партнерские отношения, тем самым повысить качество совместного обучения и воспитания.

Решение этих задач предполагает реализацию ряда конкретных шагов, внедрение определенных инноваций в совместном образовательном процессе, которые должны быть предварительно апробированы в ходе экспериментальной деятельности.

Цели и задачи экспериментальной деятельности:

Цель эксперимента – выявить наиболее эффективные модели и условия реализации образовательных программ общего среднего образования на основе инклюзивного подхода.

Задачи:

- апробировать варианты форм (моделей) получения образования учащимися с ОПФР на основе инклюзивного подхода;

- определить условия эффективной реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР;

- апробировать методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования при обучении лиц с ОПФР.

Гипотеза экспериментального проекта:

Достижение целей образовательной инклюзии лиц с ОПФР обеспечивается сочетанием различных моделей организации образовательного процесса, учитывающих возможности и потребности ребенка с ОПФР, необходимость формирования ценностных ориентаций всех участников образовательного процесса, обеспечивающих комфортные условия для обучения как обычным детям, так и учащимся с ОПФР.

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан экспериментальный проект

Сегодня неотъемлемой формой организации образования рассматривается интеграция. Идея интеграции является частью философии открытого общества и отражает отношение общества к правам и возможностям детей с особенностями развития. Интеграция становится ведущим направлением образовательной политики экономически развитых стран начиная с 70-х годов прошлого столетия.

Впервые возможность и необходимость совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и обычных детей была законодательно закреплена в США, потом – в странах Скандинавии, других европейских государствах. В законодательстве разных стран отражаются, как правило, два ведущих положения: первое – ребенок с особенностями развития имеет право обучаться в обычной школе; второе – ему предоставляется все необходимое для удовлетворения особых образовательных потребностей.

С 1995 года в Республике Беларусь в соответствии с Приказом Министра образования «Об утверждении Временного положения об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития» от 18.08.1995 №327 активно развивалось интегрированное обучение и воспитание. В данном положении определены организационные, психолого-педагогические, финансовые механизмы процесса интеграции. Интегрированное обучение и воспитание создает основу для успешного развития инклюзивных процессов. Трансформации, изменения неизбежны, закономерны, но они должны быть взвешенными и научно обоснованными.

Экспериментальный проект создан на основе изучения опыта отечественной общей и специальной педагогики, практически учреждений общего среднего и специального образования. При разработке проекта учитывался международный опыт организации инклюзивного (интегрированного) обучения и воспитания. Учитывались наиболее значимые публикации последнего времени (Т.В. Вареновой, С.Е. Гайдукевич, Т.А. Григорьевой, В.П. Гриханова, Н.Н. Малофеева, А.Н. Коноплевой, И.А. Коробейникова, Т.Л. Лещинской, Б.П. Пузанова, В.А. Шинкаренко, В.В. Хитрюк и ряда других).

Научное обоснование экспериментального проекта разрабатано на основе полипарадигмальности и, вместе с тем, выделения как особо значимых гуманистической (антропоцентрической) парадигмы, постулирующей высшую значимость человека, и гуманитарной, признающей уникальность человека, самоценность единичного события, единство истины и ценности. В основу экспериментального проекта положены подходы: системный, обусловливающий комплексное изучение особенностей совместного (интегрированного, инклюзивного) обучения и воспитания и взаимосвязи всех его элементов; синергетический, закрепляющий нелинейные стратегии развития, рассмотрение образования в состоянии постоянного преобразования  и совершенствования на основе дискурсивной диалогичности; деятельностный, предполагающий рассмотрение совместного (интегрированного, инклюзивного) обучения и воспитания сквозь призму деятельности и взаимодействия педагогов и учащихся; компетентностный, который отражает рассмотрение компетенции в специальном образовании как способности и готовности действовать в жизненно важных ситуациях и позволяет соотносить ключевые образовательные компетенции с витагенными знаниями, умениями, способами деятельности и значимыми сферами жизнедеятельности.

В основе экспериментального проекта заложены принципы: социального включения и взаимодействия; эмоциональной позитивности образовательного процесса и повседневной жизни; обеспечения многоплановости познания окружающей действительности; деятельностного обучения и воспитания на компетентностной основе; культурного многообразия и толерантности;  смыслового образования и рефлексии; коррекционно-творческого образования.

Описание структуры и содержания внедряемой апробируемой экспериментальной модели (технологии, методики, системы и др.)

В процессе реализации экспериментального проекта будут апробированы:

  • модели реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР;
  • условия реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР;
  • методическое обеспечение реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР:

-  сценарии проведения уроков (по классам и категориям учащихся);

-  технологические карты уроков по учебным предметам;

-  рекомендации по формированию культуры отношений у участников образовательного процесса;

-  дидактические материалы по организации культурно-досуговой деятельности;

-  рекомендации по организации взаимодействия педагогов с родителями.

Специфика моделей реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР отражена в таблице 1.

Таблица 1

Модель

Обучающиеся

Необходимые специалисты

Образовательные программы

Особенности организации образовательного процесса

А

Лица без ОПФР, лица с ОПФР, которые по медицинским показаниям могут обучаться в УОСО

Учитель ОСО, специалисты пунктов коррекционно-педагогической помощи

Образовательные программы общего среднего образования

Для детей с ОПФР создаются специальные условия с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. Дети с ОПФР получают необходимую коррекционную помощь в пунктах коррекционно-педагогической помощи по месту жительства

Б

Лица без ОПФР, лица с ОПФР, которые по медицинским показаниям могут обучаться в УОСО с оказанием коррекционной помощи

Учитель ОСО,

учитель-дефектолог

Образовательные программы общего среднего образования, программы коррекционных занятий

Для учащихся с особенностями психофизического развития учителем-дефектологом проводятся дополнительно коррекционные занятия в соответствии с образовательными программами специального образования

В

Лица без ОПФР, лица с ОПФР, которые по медицинским показаниям могут обучаться в УОСО по программам специального образования

Учитель ОСО,

учитель-дефектолог

Образовательные программы общего среднего образования, образовательные программы специального образования

Совместно обучаются и воспитываются учащиеся без ОПФР, осваивающие содержание образовательных программ общего среднего образования, и учащиеся с ОПФР, осваивающие содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования или образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью (модель интегрированного обучения и воспитания)

Г

Лица с ОПФР

Учитель-дефектолог

Программы специального образования

В УОСО формируется класс, полностью состоящий из лиц с ОПФР

Таблица 2

Сроки проведения экспериментальной деятельности.

Экспериментальный проект будет реализован в 2018–2021 гг.

№ п/п

Название этапа

Сроки проведения

Мероприятия

1

Подготовительный

23 августа – 31 августа 2018 г.

Определение форм (моделей) образования учащихся с особенностями психофизического развития на основе инклюзивного подхода в учреждениях общего среднего образования

Научно-практический семинар по вопросам реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР

2

Основной

1 сентября 2018 г. –

30 апреля 2019 г.;

1 сентября 2019 г. –

30 апреля 2020 г.

1 сентября 2020 г. –

30 апреля 2021 г.

Апробация в учреждениях образования форм (моделей) образования учащихся с особенностями психофизического развития на основе инклюзивного подхода.

Апробация методического обеспечения реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР с учетом инклюзивного подхода в образовании

3

Аналитический

1 мая – 20 мая 2019 г.

Анализ эффективности реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР

Подготовка промежуточного отчета о результатах экспериментальной деятельности

1 мая – 20 мая 2020 г.

Анализ и систематизация методического обеспечения реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР с учетом инклюзивного подхода в образовании

Подготовка промежуточного отчета о результатах экспериментальной деятельности

1 мая – 20 мая 2021 г.

Подготовка итогового отчета о результатах экспериментальной деятельности

Описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность экспериментальной деятельности

Критерий

Показатели

Уровень учебных достижений учащихся с ОПФР

соответствие используемого научно-методического обеспечения особенностям и возможностям учащихся с ОПФР;

соответствие специальных условий (предметно-пространственных, организационно-смысловых, социально-психологических) особым образовательным потребностям учащихся с ОПФР;

динамика учебных и личностных достижений учащихся с ОПФР

удовлетворенность родителей условиями и результатом совместного обучения и воспитания

Уровень социализированности, активности и самостоятельности учащихся с ОПФР в образовательном процессе

сформированность жизненных навыков;

степень самостоятельности учащихся с ОПФР на учебных занятиях;

использование учителем интерактивных методик обучения и воспитания учащихся с ОПФР;

взаимодействие учащихся в ходе учебных занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий

Уровень сплоченности детского коллектива

социометрический статус учащихся с ОПФР в коллективе сверстников;

самоопределение ребенка с ОПФР в коллективе сверстников;

особенности межличностных отношений учащихся с ОПФР и обычных сверстников

Уровень эмпатии участников образовательного процесса

принятие педагогами, родителями принципов и ценностей инклюзивного образования;

эмоциональная развитость и отзывчивость педагога (умение понимать и распознавать без слов эмоциональное состояние ребенка; умение создавать положительную эмоциогенную обстановку и др.);

умение учащихся с ОПФР и обычных сверстников устанавливать доверительные и дружеские взаимоотношения, основанные на взаимопомощи и поддержке друг друга.

Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

Для реализации проекта в учреждении образования необходимо следующее кадровое обеспечение:

Директор учреждения образования, заместитель директора по учебной работе. Понимание значимости экспериментального проекта для учреждения образования и системы образования в целом, обеспечение организации, проведения и контроля за ходом эксперимента; предоставление отчетов по результатам реализации проекта.

Учителя общего среднего образования. Высшая (первая) квалификационная категория, владение современными технологиями обучения, навыками экспериментальной и исследовательской деятельности.

Учитель-дефектолог. Высшая (первая) квалификационная категория, владение педагогическими методиками диагностики учащихся с ОПФР, современными специальными технологиями обучения учащихся с ОПФР, навыками экспериментальной и исследовательской деятельности.

Педагог-психолог. Владение психологическими методиками диагностики психических процессов, социального развития учащихся с ОПФР, уровня благополучия микроклимата детского коллектива.

Дополнительно в ходе реализации экспериментального проекта могут принимать участие: заместитель директора по воспитательной работе (организация воспитательного процесса), библиотекарь, учитель информатики (информационное обеспечение проекта), педагог социальный (социально-педагогическое сопровождение проекта), медицинский работник (медицинское сопровождение проекта).

Кроме того, для повышения эффективности экспериментальной деятельности может быть организована работа творческих групп учителей.

Материально-техническая база учреждения образования, осуществляющего экспериментальную деятельность, должна соответствовать Положению об учреждении общего среднего образования (от 03.03.2018 № 10). Для успешной реализации экспериментального проекта необходимо регулярное пополнение библиотечного фонда педагогическими изданиями, научно-методической и справочно-энциклопедической литературой; обновление компьютерных программных продуктов, возможность пользования удаленными информационными ресурсами (доступ в Интернет), наличие мультимедийного оборудования,  множительной техники.

Финансово-экономическое обоснование экспериментального проекта

В процессе апробации проекта предусматривается введение надбавок к заработной плате участникам экспериментального проекта за счет средств местных бюджетов. Предполагается привлечение средств от внебюджетной деятельности, а также из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, для приобретения литературы, обучающих компьютерных программ, командировочных расходов, подготовку методического обеспечения реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР и иных мероприятий, связанных с реализацией задач эксперимента.

Содержание данного проекта носит комплексный характер, что предполагает привлечение сотрудников Национального института образования, специалистов, изучающих вопросы социальных отношений, конфликтологии, родительства, социально-педагогической виктимологии, этического воспитания и др., а также педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов, осуществляющих комплексное сопровождение детей с особенностями психофизического развития и их родителей в условиях совместного (интегрированного, инклюзивного) обучения и воспитания.

Социальная значимость. Апробированное в ходе эксперимента научно-методический продукт (модели, условия, методическое обеспечение образовательного процесса) будет способствовать усилению тенденций толерантного отношения в обществе к лицам с ОПФР, позволят обеспечить новый, более высокий уровень психологического благополучия каждого ребенка в условиях совместного (интегрированного, инклюзивного) обучения и воспитания, позволят обеспечить реализацию ключевых идей инклюзивного образования.

Практическая значимость проекта состоит в том, что апробированные в ходе эксперимента материалы послужат основой для создания нормативных правовых актов в сфере общего среднего и специального образования, что позволит закрепить право детей с особенностями психофизического развития получать качественное образование по месту жительства, вести полноценную и достойную жизнь.

Впервые будет осуществлена апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР. Полученные эмпирические данные раскроют позитивные и негативные стороны данного процесса. Методическое обеспечение реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР с учетом инклюзивного подхода в образовании поможет исключить неравенство между детьми, дефицит возможностей для «жизненного старта» детей с особенностями психофизического развития, будет способствовать развитию различных сфер жизнедеятельности детей: эмоциональной, поведенческой, культурной, социальной и др., формированию необходимой для общения свободы и автономности.

Таким образом, апробация различных вариантов форм (моделей) получения образования учащимися с особенностями психофизического развития и методического обеспечения реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР с учетом инклюзивного подхода в образовании является принципиально новым и открывает возможности полнее учитывать социально-педагогические процессы, протекающие в обществе.

Сроки проведения экспериментальной деятельности:

1 сентября 2018 — 20 мая 2021 гг.

Руководитель экспериментального проекта                           О.С. Хруль*

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.